Виды бактерицидных ламп

Виды бактерицидных ламп

Доказана эффективность бактерицидных ламп

Способность бактерицидных ламп уничтожать патогены сильно зависит от типа лампы, способа установки и времени воздействия на вирусы и микробы. Поэтому оценивать их нужно по отдельности, с учетом конструкции и цели, с которой их применяют.

Эффективность ламп, излучающих бактерицидный ультрафиолет, в борьбе с инфекциями — отчет комитета Светового инженерного обществаPDF, 684 КБ

Все бактерицидные лампы можно разделить на два больших типа: открытые и закрытые.

Открытый облучатель — ртутная лампа, испускающая ультрафиолетовый свет. Такая лампа способна обеззараживать и поверхности, которых достигают ультрафиолетовые лучи, и воздух в комнате. Чтобы УФ-С-лучи не причинили вреда коже и глазам, на время работы лампы нужно выходить из помещения.

Время, которое понадобится ультрафиолетовой лампе, чтобы убить патогены на стенах, полу и потолке квартиры или больничной палаты, зависит от множества параметров. Важную роль играет чувствительность патогена к ультрафиолету, количество болезнетворных микроорганизмов в комнате, площадь помещения и мощность бактерицидной лампы.

Теоретически одной 30-ваттной бактерицидной лампе с мощностью УФ-С-излучения 11,2 ватта нужно от 15 минут до получаса, чтобы уничтожить вирусы и бактерии на полу, стенах и потолке стандартной однокомнатной квартиры площадью 36 м2. Но на практике сразу возникают две серьезные проблемы.

Первая проблема — УФ-С-лучи не проходят сквозь пыль и не попадают в щели. УФ-С-лучи неглубоко проникают не только в человеческую кожу, но и в любые другие поверхности. Если бактерии, вирусы и грибки находятся даже под тончайшим слоем пыли или в глубине мелких трещин на поверхности деревянных столов или посуды, бактерицидные лампы с ними не справятся.

Лучше всего УФ-С-лампы убивают микробы, попавшие на идеально чистые и ровные поверхности — например, на металлический стол, поднос или на хирургические инструменты. Но если речь идет не об операционной, а об обычной квартире, в которой убираются один-два раза в неделю, то пыль там будет почти наверняка. Это сразу резко снижает пользу от ультрафиолетовой обработки.

А еще это означает, что небольшие стерилизаторы, предназначенные для мобильных телефонов, тоже будут малоэффективны. Телефон мы держим в руках каждый день, поэтому на нем всегда есть слой пыли и грязи.

Чтобы стерилизатор справился с микробами, телефон придется сначала протереть жидкостью для очистки техники на спиртовой основе или санитайзером. Но санитайзер на основе 60—70-процентного этилового спирта и без того убивает все бактерии и вирусы, кроме вируса гепатита А и полиомиелита. Зачем использовать еще и стерилизатор — непонятно.

Вторая проблема — УФ-С-лучи не работают в тени. Ультрафиолет может расправиться с микробами, только если попадет на них. Даже если закрепить лампу на потолке, в комнате всегда останутся затененные углы, в которые ультрафиолет не дотянется. Кроме того, УФ-С-лучи не проникают за шкафы и под кровати, так что в борьбе с микробами полагаться только на них нельзя.

Именно поэтому персонал больниц не рассчитывает на открытые ультрафиолетовые лампы как на эффективный способ борьбы с вирусами и микробами на стенах и предметах. Ультрафиолет используют только как дополнительный способ дезинфекции вкупе с уборкой с антисептиками.

Самая важная роль, которую облучатели открытого типа играют в больницах и офисах, — дезинфекция воздуха. С этой целью бактерицидные лампы устанавливают на потолок и помещают в вытяжки и воздуховоды, через которые в комнату поступает свежий воздух. Такую систему очистки воздуха называют комбинированной.

В этой ситуации бактерицидные лампы на потолке включают на 15—30 минут, когда людей в помещении нет, а лампы в вытяжках и воздуховодах работают круглосуточно, даже когда люди находятся в помещении. При таком режиме обработки воздуха бактерицидные лампы действительно снижают риск заразиться.

Но если ограничиться только настольным или потолочным облучателем и включать его на полчаса в день, пользы от обработки помещения будет мало. При той скорости, с которой воздух перемешивается в обычной городской квартире, для эффективной дезинфекции, скорее всего, не хватит не только получаса, но и целого дня. Это значит, что домашняя бактерицидная лампа открытого типа бесполезна. А если она еще и стоит на столе, от нее может быть вред. Если в комнату войдет человек, который не знает про лампу, она может вызвать ожог глаз.

Закрытый облучатель, или рециркулятор, — лампа, изолированная специальным чехлом, не пропускающим ультрафиолет в комнату. Внутри чехла стоит вентилятор, засасывающий внутрь лампы воздух. Поскольку ультрафиолет не покидает пределы лампы, закрытый облучатель обеззараживает только воздух. Зато пока он работает, в комнате могут находиться люди и домашние животные.

Казалось бы, закрытые облучатели должны решить проблему, ведь они могут работать в присутствии людей. Но даже большие переносные закрытые облучатели с мощными встроенными вентиляторами, которые используют в больницах и офисах, пропускают через себя воздух в 6—12 раз медленнее, чем нужно для эффективной дезинфекции. Хотя они уменьшают количество болезнетворных вирусов и бактерий в воздухе, члены комитета Светового инженерного общества считают, что это происходит слишком медленно, чтобы предотвратить передачу инфекции и защитить людей от заражения.

Бытовые облучатели закрытого типа гораздо меньше по размеру, чем больничные, и вентилятор в них более слабый. Значит, воздух они обеззараживают еще медленнее. Рассчитывать, что они окажутся эффективнее больничных облучателей, не приходится.

Коротковолновое излучение реагирует с кислородом из воздуха, поэтому образуется озон, газ, состоящий из трех атомов кислорода. Его присутствие в воздухе легко обнаружить по характерному запаху, возникающему сразу после грозы.

Озон очень легко реагирует с молекулами, из которых состоят бактерии и вирусы, поэтому теоретически способен обеззараживать воздух. Но работает он только при очень высоких концентрациях.

После грозы концентрация озона в воздухе составляет 0,02 части на миллион молекул воздуха, или 0,02 млн-1. Это безопасно для здоровья людей и безвредно для вирусов и бактерий.

Чтобы газ гарантированно уничтожил патогены, его концентрация должна быть значительно выше. Какой именно, зависит от того, сколько времени предполагается потратить на обработку помещения. При концентрации газа в воздухе 10—20 млн-1 озон убивает вирусы и бактерии за десять минут. А при концентрации 0,6 млн-1 — за два часа.

Проблема в том, что когда концентрация озона в воздухе превышает 0,02 млн-1, газ начинает раздражать горло и провоцировать кашель. У некоторых рабочих заводов, постоянно дышащих озонированным воздухом, из-за постоянного воздействия озона даже развивается астма.

Это значит, что озон в составе излучателя не только бесполезен, но и вреден для здоровья. Во время работы озонового излучателя в комнате находиться нельзя — причем все равно, какого типа этот излучатель, открытого или закрытого. А после того как он отработает, помещение придется проветривать.